8 июня 2021
18 мая официально значится во многих календарях как Международный день музеев. Это отличный повод для того, чтобы упомянуть музей, открытый в 2015 году на территории Вяземского машиностроительного завода. Организовать экспозицию в одном из корпусов промышленного предприятия предложил генеральный директор А.Н. Антонов.
Основу коллекции музея составляет различное прачечное оборудование, товары народного потребления, печное литьё. Все выставочные экземпляры выпускались заводом, начиная с середины двадцатого столетия.
Литейные экспонаты
Литейно-механический завод, который, собственно, и занимался выпуском литейной продукции, был открыт в 1938 году. До этого знаменательного года вязьмичи отливали и производили механическую обработку изделий в ремонтно-механических мастерских. Несмотря на столь трудные условия, мастерам удавалось выпускать сложные детали и запчасти для оборудования дизельных теплоэлектростанций.
Заливочный участок Вяземского чугунолитейного механического завода
Новость о том, что теперь у предприятия есть свой литейно-механический завод, довольно быстро разлетелась по стране. Со всех уголков её начали поступать срочные и сложные заказы. Завод выпускал продукцию для Ржева, Нижнего Тагила, Омска. В 1940 году рабочие завода смогли изготовить специальные поршни и маховик для наиболее отдалённой (и известной) электростанции, которая располагается на Сахалине (Остяко-Вогульская электростанция).
За полгода до начала военных действий завод сумел выполнить план более чем на 117%. Вдохновлённые этими показателями руководители предприятия планировали запустить в том же 1941 году производство по выпуску деталей для дизелей большей мощности. Заводу даже были выделены крупные средства для технического обновления цехов, закупки более технологичных станков, новой вагранки и другого оборудования. Однако все планы нарушила война. Предприятие было эвакуировано.
В 1943 году советские войска сумели освободить Вязьму, а уже через два месяца после этого события исполнительный комитет Совета депутатов трудящихся Смоленской области постановил восстановить деятельность Вяземского чугунолитейного завода и вновь включить его в систему местной промышленности. Фронту требовались боеприпасы: мины, гранаты, снаряды. Поэтому отливку корпусов было предложено осуществлять именно местному литейному предприятию. Однако к работе заводу удалось приступить лишь в 1945 году.
Образцы печного литья, представленные в музее АО «ВМЗ»
Уже после войны предприятие наладило печное литьё и даже смогло монополизировать его в стране. Выпускались печные плиты в сборе, печные задвижки, прочистные дверцы, топочные дверцы, колосниковые решётки и многое другое. Многие из выпущенных тогда образцов сегодня хранятся в музее в качестве экспонатов.
Товары народного потребления
Продукция, подходящая под критерии данной категории, начала выпускаться заводом в 60-е годы прошлого столетия. Указ Совета министров СССР от 18 июля 1964 года гласил, что предприятиям запрещалось сдавать заготовительным организациям промышленные отходы, которые можно было бы использовать в качестве материала для изготовления товаров народного потребления, в качестве вторсырья или металлолома.
В те же годы Вяземский машиностроительный завод и начал выпускать столовые приборы из нержавейки, которые сегодня можно найти практически в любом доме.
Техника для прачечных
В 1946 году руководство предприятия задумалось о расширении. Было принято решение перепрофилировать чугунолитейный завод и наладить на нём выпуск оборудования для бань и прачечных. Первый образец сошёл с конвейера лишь в 1954 году. Это была стиральная машинка модели СМ-50.
Поточная линия КП-708
В качестве первого экспоната в экспозицию музея был включён фрагмент стирального оборудования автоматизированной поточной линии. Поточная линия помогала организовать непрерывную обработку белья, которое поступает в крупных партиях. КП-708, относившаяся к этой группе оборудования, отличалась отличной производительностью: она справлялась с 850 кг/ч. При этом подача новых партий осуществлялась при помощи загрузочного транспортёра. Основу технологического процесса стирки составлял принцип противотока (т.е. водяной поток двигался навстречу загружаемому белью). После стирки бельё транспортировалось в отжимной агрегат, где подсушка и растряска происходила во вращающемся перфорированном барабане с сушильным устройством.
После проведения ремонта и модернизации вяземской прачечной «Чайка» выставочная коллекция пополнилась новыми образцами. К экспонатам добавилась стиральная машина КП-019, выпуск которой на заводе производился с 1974 по 1995 год. Главной особенностью этой модели был более подвижный барабан. Он совершал гораздо больше оборотов в сравнении с другими моделями. Также стоит отметить наличие сокращённого режима стирки, унифицированный пульт для управления устройством, который отлично вписывался в габариты агрегата.
<
КП-019 в цеху завода, 1989 год КП-019 в музее завода
Не менее интересна и стирально-отжимная конструкция КП-129. Модель была автоматизированной, имела механизированную загрузку и выгрузку белья, барабан имел пневматическую подвеску (она позволяла опрокидывать подвесную часть агрегата, чтобы выгрузить и загрузить бельё, на угол 100).
КП-129 в цеху завода, 1989 год КП-129 в музее завода
В период с 1958 по 1984 годы завод производил центрифуги типа ЦПМ-50, которые предназначались для финишного отжима белья.
К-332М, 1974 год К-332М в музее завода
Чуть позже эта модель была улучшена и превратилась в центрифугу типа КП-223, которая выпускается предприятием по сей день. Эта конструкция является образцом прочности и безопасности.
ЦПМ-50 в цеху завода, 1984 год ЦПМ-50 в музее завода
Другие интересные экспонаты
В экспозиции музея представлены не только непосредственно выпускаемые заводом технические образцы продукции. Например, в 2018 году во время капитального ремонта в одном из корпусов был найден железнодорожный рельс, на котором имелось клеймо «СПБ. ВИТ. 1901. XI. НАДЕЖД. ЗАВ.Б.Г.О.».
Железнодорожный рельс в музее завода
Мастера попытались расшифровать указанные на находке данные и вот, что у них вышло:
-
СПБ. ВИТ. – вероятнее всего, железная дорога, для которой изготавливался найденный образец рельс (Санкт-Петербург-Витебская);
-
1901 – год выпуска образца с конвейера;
-
XI. – месяц изготовления (ноябрь);
-
НАДЕЖД. ЗАВ.Б.Г.О. – скорее всего эта надпись обозначает Надеждинский сталерельсовый завод Богословского горного округа (ныне этот завод располагается в городе Серов Свердловской области), открыт был в 1896 году. Дело в том, что после освобождения ВМЗ подвергся восстановлению и переоборудованию, собирали «с миру по нитке», так что вполне возможно в военные годы тут и был установлен рельс свердловского производства.
Можно ли посетить выставку?
Повышенный интерес к истории промышленности и её современное развитие вызывает не только у работников сферы и представителей отрасли, но и у гостей города и региона. Например, в рамках программы международной стажировки Русского географического общества музей ВМЗ посетила группа сербских студентов и преподавателей. Во время экскурсии гостей предприятия провели по основным производственным цехам, показали наиболее интересные экспонаты музея завода.
Производство произвело большое впечатление на гостей региона. Особенно их поразил масштаб, уровень технического оснащения и разнообразие выпускаемых продуктов. И это неудивительно, ведь Вяземский машзавод – это предприятие с многолетней историей. Он пережил множество трудных времён. Кризис 1998 года, когда в стране практически полностью перекрыли поставки импортного оборудования, стал своеобразной новой точкой отсчёта для предприятия. Завод занял лидирующие позиции на рынке, предложив покупателем широкий ассортимент оборудования отличного качества.
Студенты и преподаватели из Сербии в музее Вяземского машзавода
Сегодня «Вязьма» тщательно старается сохранить те традиции и высокий производственный потенциал, которые предприятие пронесло сквозь все эти года. Руководство старается не останавливаться на достигнутом, оно с уверенностью смотрит вперед, старается идти в ногу со временем.